Как оформить статус самозанятого

Самозанятость – неофициальный термин, однако даже в государственных органах  он используется.

Первоначально разберёмся кто же такие эти самозанятые.

С 1 января 2019 года в силу вступил  Федеральный закон от 27.11.2018 N 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход», он же Закон о самозанятых. Эксперимент, предусмотренный данным документом проводится до 31 декабря 2028 года включительно, а сейчас на него перешли уже около 2 000 000 человек.

В соответствии с законом самозанятыми считаются лица, которые уплачивают налог на профессиональный доход (НДП). В соответствии в этим самозанятый не платит НДФЛ.

НПД нужно платить только за те месяцы, когда был доход: если самозанятый ничего не заработал — нет и налога.

Налоговая ставка зависит от того, кто заплатил самозанятому:

  • 4%, если деньги поступили от физлица;
  • 6% с платежей от организаций и ИП.

Конечно, важным аспектом в выборе именно статуса самозянятого являются следующие положительные стороны:

  1. Простота регистрации в качестве самозанятого. Не нужно собирать документы и даже выходить из дома.
  2. Отчётность и дополнительные налоги отсутствуют. Достаточно после каждой оказанной услуги формировать и выдавать покупателю электронный чек.
  3. Самозанятые могут сотрудничать с любыми физическими и юридическими лицами — по договорам об оказании услуг, подряда и др.
  4. Не нужна контрольно-кассовая техника (ККТ).
  5. Самозанятость можно совмещать с официальным трудоустройством у работодателя (кроме государственных организаций) и быть ИП.
  6. Налоговый бонус для самозанятых в 2022 году — это 10 000 рублей, которые дают новым пользователям «Налога на профессиональный доход» для уменьшения уплачиваемого налога. До тех пор, пока не исчерпана бонусная сумма, человек платит пониженную ставку — 3% от дохода, полученного от физических лиц, и 4% от дохода, полученного от юридических лиц.

Чтобы официально стать самозанятым и платить налог на профессиональный доход, нужно зарегистрироваться в мобильном приложении «Мой налог» или личном кабинете. Для того чтобы это прошло быстро и не возникло сложностей смотрите нашу пошаговую инструкцию.


Шаг первый. Скачать официальное приложение « Мой налог».

скачать в AppStore

скачать в Google Play


Шаг второй. Пройти регистрацию.

Для этого предусмотрено несколько способов в соответствии с имеющимся у вас набором документов.

  1. По паспорту. При регистрации таким способом нужен паспорт в развернутом виде, смартфон или планшет. Приложение отсканирует документ, проверит данные, а затем предложит сделать селфи для сверки. Вместо подписи заявления нужно просто моргнуть в камеру. Однако этот способ действует только для граждан России;
  2. С помощью ИНН и пароля от личного кабинета Федеральной налоговой службы ( nalog.ru );
  3. Через учётную запись на портале «Госуслуги».

Если нет смартфона, можно пройти регистрацию в веб-версии на компьютере — по ИНН или через Госуслуги.

Для оформления понадобится действующий номер телефона, так как на него придёт код для подтверждения учётной записи. Это должен быть номер с кодом страны + 7 (Россия). Спустя некоторое время самозанятому поступит сообщение об успешной постановке на учёт плательщиков НПД.

Также можно зарегистрироваться через уполномоченные банки (например, «Сбербанк», «Тинькофф», «Альфа-банк») или операторов электронных площадок. Этот вариант будет удобен тем, кто уже является клиентом банка или оператора и хочет вести всю профессиональную активность в одной бизнес-системе.


Шаг третий. Указать вид деятельности.

В приложении можно указать один или несколько видов деятельности: «Прочее» → «Профиль» → «Вид деятельности».


Прикрепить банковскую карту

По желанию можно указать информацию о банковской карте, с которой планируете платить налог, или настроить автоплатеж. Это упростит процедуру оплаты.


Сформировать чек при получении дохода

Если вам поступили деньги за оказанную услугу, сформируйте чек прямо в приложении «Мой налог», отправьте его клиенту. Данные о сумме дохода получит ФНС. Вам будет начислен налог с учетом налогового вычета, который уменьшает ставку.
Сумма налога рассчитывается автоматически. Налогоплательщику ничего делать не нужно. Ежемесячно в приложении будут приходить уведомления о сумме к оплате.

В общем и целом, статус самозанятого имеет ряд бесспорных плюсов (он пригодится чтобы избежать наказания за неуплату налогов, а также он дает возможность показать официальный доход там, где это необходимо (например, при получении ипотеки), однако, есть и неоспоримые минусы: не при любом виде деятельности можно применить данный налоговый режим, нельзя нанимать сотрудников по трудовому договору, этот режим невыгоден при больших доходах (не больше 2,4 миллиона в год).


Тем не менее, статус самозанятого занял свою нишу в налогообложении российских граждан среди других режимов и пользуется все большей популярностью.

Обсуждение закрыто.